Бренд вам в уши

Как аудиошоу захватывают мир и что брендам с этим делать.
С момента изобретения радио прошло немало времени. И, казалось бы, аудиоформаты должны отживать свое, но не тут-то было. Технический прогресс дает огромные возможности для самовыражения.

Самый большой рынок подкастов сегодня в США, более половины американцев слушают аудиошоу. В нашей стране пока аудитория меньше. По данным Tiburon Research на 2020 год, каждый четвертый пользователь Интернета в России включал подкасты раз в месяц и чаще, то есть аудитория явно меньше, чем на YouTube, но рынок растет.

Попасть прямо в уши своей аудитории хотят не только продвинутые СМИ и блогеры, но и компании. Причина очевидна: информация, воспринятая на слух, хорошо запоминается, а значит, обладает большим потенциалом для коммуникации с клиентом. Это и просто удобно: параллельно можно куда-то идти или заниматься домашними делами. Так подкасты становятся отличной формой контента для бренд-медиа.

И мы сейчас не про рекламные вставки в выпуски, а про то, как компании стать частью большой и красивой аудиоистории. И давайте сразу на берегу оговоримся, что подкаст не поможет прямым продажам, зато будет инструментом для создания комьюнити вокруг бренда. Это способ глубже понять отношение людей к компании, изучить аудиторию, настроить диалог с клиентом и даже найти амбассадоров.
Какими бывают подкасты
Разными. Зависит от задач и креатива. Самый очевидный формат – монолог. История от первого лица, иногда похожая на личный дневник. Например, ведущий подкаста «52 недели одержимости» рассказывает, как он внедряет в свою жизнь новые полезные привычки и регулярно отчитывается о своих успехах.

Второй жанр – беседа ведущего и гостя, например интервью о бизнесе проекта Big Money.

Если в студии несколько людей, это уже ток-шоу. Обычно что-то очень веселое или 18+, как, например, подкасты «Кто бы говорил» или «Хочу не могу». Бывают и серьезные форматы, как, например, аудиолекции проекта Arzamas.

Подкасты могут быть похожи на репортаж, спектакль, аудиосериал и т.д. с разными интересными вставками и звуками. Никто не исключает создания гибридных форматов или вообще кардинально новых.
Интеграция или создание нового
Компания может стать спонсором существующего аудиошоу и интегрироваться в одну или несколько серий. Так, в подкаст «Собака съела дневник», где подростки обсуждают вопросы, о которых неудобно говорить с родителями, в разное время внедрялись разные бренды. Например, в одном из сезонов вместе с онлайн-школой «Вебиум» школьники пытались разобраться в разных профессиях, решить, кем стать и куда пойти учиться. А при поддержке «Тинькофф» ребята включились в тему денег: как их просить, зарабатывать и не тратить все сразу.

Если бренду хочется долгих отношений со слушателем, стоит задуматься о собственном аудиопроекте. Он может стать альтернативой корпоративному медиа или дополнять его.

В пример можно привести подкаст Альфа-Банка «‎Деньги пришли», где ведущие обсуждают с гостями, как правильно тратить деньги. Ребята стартовали в 2019 году и сейчас уже записали 75 выпусков (4 сезона).

Можно ограничиться и одним сезоном, как, например, это сделали «Авито». На протяжении 8 выпусков подкаста «Торг уместен» ведущий Кирилл пытается продать свой смокинг, который он всего один раз надел на выпускной.

Или обойтись одним выпуском, как сделала Yota. В подкасте стендап-комик Ваня Усович на протяжении полутора часов перечисляет тарифы оператора под предлогом, что проще уснуть, чем их все перечислить.

А вот дейтинг-сервис Badoo замахнулся на реалити-шоу «По уши», поставив перед собой амбициозную задачу: выяснить, существует ли любовь с первого слова, а не с первого взгляда.

Вне зависимости от количества сезонов создание собственного подкаста для бренда – это игра вдолгую, путь от идеи до наушников и колонок преданных слушателей. Аудитория будет набираться с нуля, а отношения с аудиторией – выстраиваться от секунды к секунде, а затем от серии к серии.
На что обратить внимание при создании подкаста
В подкаст далеко не всегда встроится буквальный рассказ о компании. Бренд должен стать органичной частью звучащей истории, а сам выпуск – цепляющим контентом. Поэтому на этапе подготовки аудио-шоу это всегда мозговой штурм, предложения самых безумных идей. Затем – взвешенный анализ целей, концепций, будущей аудитории и сложности воплощения. Вишенка на торте – название, описание и обложка подкаста – то самое, за что зацепится будущий слушатель.

Выпуски могут быть как короткими (10–15 минут), так и спокойно доходить до часа. Периодичность: раз в неделю, раз в месяц или, например, вместе с корпоративным изданием, как мы это сделали для СИБУРа.

Уже несколько лет мы делаем для компании журнал «СИБУР Клиентам», а теперь решили проработать аудиоформат. Началось с идеи озвучить главные новости номера, но в процессе стало понятно, что это будет полноценный подкаст: мы подобрали музыкальное сопровождение, идеальный голос ведущего, выстроили концепцию. Выбрали жанр «деловые новости», чтобы соответствовать тону издания и учитывать интересы читателей. Это новости нефтехимической отрасли, аналитика и комментарии. Так родился краткий и емкий 10-минутный выпуск. Послушайте и поделитесь мнением, как вам.