Дьявол в деталях

Как и зачем проверять информацию
В погоне за лидерством в новостном потоке легко допустить ошибку и надолго (если не навсегда) потерять доверие целевой аудитории. Редакция команды «ЛюдиPeople» подготовила простую памятку, как быстро отличить реальность от вымысла.

Найдите первоисточник информации

Выясните, где первый раз об этом написали/сказали. Лучше найти несколько источников, подтверждающих эту информацию, или очевидцев события. Идеально – пообщаться с теми, у кого ровно противоположная информация, и найти «истину где-то между».

Не доверяйте новым для вас сайтам и неверифицированным аккаунтам известных личностей в соцсетях.

Проверяйте ссылки

Нередко в публикациях ставят гиперссылки. Пройдите по ним – вы удивитесь, как часто они могут не работать или вести на новость, которая не только ничего не подтвердит, но и запутает вас еще больше.

Обратите внимание и на абстрактные отсылки: «британские ученые доказали», «как сообщил авторитетный источник», «по данным международных исследований». Если у этих фраз нет подтверждения, стоит задуматься. И даже если указан вполне реальный автор, например, Иван Карасёв, менеджер по закупкам, то это тоже не повод расслабляться. Проверьте, действительно ли существует такой человек.

Следите за тональностью и манипуляциями

Отделяйте мнения и эмоции от фактов. Это касается и заголовка материала, и самого текста. Вас должны насторожить слова «сенсационный», «запрещенный», «секретный» и т.д. Броский заголовок, громкие заявления спикеров могут говорить о том, что вашу бдительность пытаются усыпить.

Не игнорируйте ошибки

Банально, но опечатки и ошибки (например, в названиях или именах) в тексте тоже могут указывать на фейк: кто-то очень спешил распространить информацию и не перечитал материал.

Не верьте фотографиям и видео

Узнать, где раньше публиковался снимок, можно через сайт tineye.com, «Яндекс.Картинки» или «Картинки.Google». Если смотрите видеоролик, внимательно следите за мимикой, интонациями говорящего, за качеством самого ролика: несостыковки, нечеткость, изменения в цвете кадра могут говорить о подделке.

Оцените риски

Если вы занимаетесь корпоративными коммуникациями и считаете необходимым высказать позицию компании по острым вопросам, опирайтесь только на подтвержденные факты. Не распространяйте данные, в которых не уверены.

Если у вас несколько информационных площадок (например, газета для сотрудников, сайт для партнеров и соцсети для клиентов), проследите, чтобы ключевые тезисы не противоречили друг другу. Согласованный и обдуманный подход поможет избежать репутационных рисков.