Отдать нельзя оставить

Стоит ли привлекать внешнего подрядчика для корпоративного медиа-проекта
Представьте себе, что вы задумали приготовить сложное блюдо по рецепту из интернета, но в середине процесса поняли, что крабовые палочки вместо форели, капуста вместо салата айсберг и яблоко вместо манго вывели вас на такой уровень кулинарного креатива, что дальше нужно либо все выбросить, либо привлекать друга-повара, чтобы спасти результат. Подобный сценарий, когда эксперименты в новом для вас деле приводят к неожиданному результату, может быть где угодно. И хорошо, если все пройдет без особых затрат и не испортит репутацию. В создании и развитии корпоративного или бренд-медиа тоже есть два пути: сделать самостоятельно или поручить внешнему подрядчику, например коммуникационному агентству. Везде есть плюсы и минусы, разбираем по пунктам.

Деньги

Бытует мнение, что отдавать медиа на аутсорсинг дороже, чем делать самому. Однако у агентства обычно выстроены все производственные процессы (написание материалов, редактура, дизайн, корректура, верстка, печать, продвижение…), есть понимание подводных камней и нюансов каждого этапа. Вам же придется выстраивать процессы с нуля, набирать нужных специалистов либо переучивать своих сотрудников, искать хорошую типографию или делать сайт, набивать свои шишки, а это тоже довольно серьезные затраты во всех смыслах. Но, возможно, эти процессы у вас уже налажены, есть PR-отдел, своя типография или корпоративный портал и много мотивации… Тогда делать все своими силами для вас может быть выгоднее.

Мы, в свою очередь, работая с заказчиками, с пониманием относимся к финансовым и организационным ограничениям. Отсрочки, подробные коммерческие предложения, индивидуальные формы отчетности – то, что мы знаем не понаслышке.

Экспертность

Кто разбирается в сфере деятельности компании лучше, чем сотрудники? Это действительно весомый аргумент в пользу внутренней редакции и против привлечения внешних специалистов. Однако не каждый профессионал может рассказать о своей работе или новостях отрасли так интересно, чтобы завлечь целевую аудиторию. И это не значит, что человек что-то не умеет или читатели не такие продвинутые. Просто информацию нужно вкусно приготовить и красиво упаковать – это другая работа, требующая определенных навыков. И они обычно есть у тех, кто занимается корпоративными и бренд-медиа как основным делом.

Мы, в частности, нашли оптимальной следующую схему: закрепляем за клиентом персонального менеджера, который глубоко погружается в тематику бизнеса заказчика и полностью ведет проект, следит за производственными процессами, графиками и качеством готового продукта. Такой подход позволяет нам говорить на одном языке с клиентами и партнерами Банка Уралсиб, разбираться в нефтехимии для издания «СИБУР клиентам», в таможенном деле – для официального издания ФТС России «Таможня», в московской промышленности для проекта PromMoscow Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы, в локомотивах – для корпоративной газеты компании «ЛокоТех» и многих других проектах, с которыми мы работаем не первый год.

Время и приоритеты

Если у вас редакция внутри компании, сотрудникам нередко приходится совмещать свою основную работу с подготовкой корпоративной газеты/журнала: кто-то пишет статьи, кто-то их редактирует, кто-то вычитывает, кто-то верстает, подбирает иллюстрации и т.д. Но, напомним, другие задачи у них тоже есть. Из-за этого могут и сроки срываться, и качество, к сожалению, страдать. Тут у сотрудников внешних редакций безоговорочное преимущество: у них других обязанностей нет, только выпускать корпоративные и бренд-медиа. Еще и мотивация зашкаливает: чем больше проектов сдашь, тем больше заработаешь, а если клиент счастлив, то можешь и на премию от руководства рассчитывать :)

Обратная связь

Не всегда, находясь вне системы, удобно собирать полную обратную связь от аудитории, мнения и пожелания персонала. Это значит, что внешний подрядчик без вашей помощи не сможет получить все данные и проанализировать успешность медиапроекта. Но если вы отдали на аутсорсинг онлайн-медиа (сайт, блог, соцсети, мессенджеры) или готовы предоставлять обратную связь, проблема решится сама собой. Главное, чтобы все стороны процесса были заинтересованы в результате. Кстати, хороший подрядчик может подсказать инсайты с рынка: как эффективнее собирать обратную связь.

Гарантии результата

Однозначный плюс внутренней редакции в том, что все участники процесса находятся рядом, возможно даже и за соседним столом. Можно в любой момент провести планерку, сверить часы. С удаленным подрядчиком сложнее: нужно запрашивать данные в электронном виде, организовывать совместные совещания и т.д. Но тут как раз важно внимательно подходить к выбору подрядчика, чтобы потом не пришлось переделывать работу за каким-нибудь дизайнером-фрилансером. Как и в сфере недвижимости, например, лучше ориентироваться на серьезные агентства с опытом работы и солидным портфолио. Крупные игроки рынка беспокоятся за свою репутацию, клиентоориентированы (даже в субботу в 8 утра) и могут показать примеры креативных решений для других компаний.


Однозначного ответа на вопрос, стоит ли отдавать медиа на аутсорсинг, нет. Нужно исходить из задач и ресурсов. Они, к слову, могут измениться. И если вы раньше делали корпоративное или бренд-медиа своими силами, то через пару лет может понадобиться передать эту задачу внешнему подрядчику, например, чтобы обновить дизайн, форматы контента или выйти на новую аудиторию (памятка по обновлению тут). Надеемся, что наши аргументы вам помогут.