Как делать презентации

Которые посмотрят до конца
Неважно, для чего вы делаете презентации, главное – работают ли они. Делимся идеями и лайфхаками, как заинтересовать с первого слайда и влюбить в себя к последнему.

С чего начать: цель, аудитория, структура

Как и в любом деле, это краеугольные камни. Сформулируйте, чего вы хотите добиться вашей презентацией (например, чтобы совет директоров одобрил новый дизайн корпоративного журнала). Четкая структура не только значительно увеличит шансы получить положительный ответ от аудитории, но и упростит процесс подготовки самой презентации. Помните, для кого вы делаете контент. Это поможет подать информацию так, чтобы было не слишком поверхностно, не очень сложно и задело нужные эмоции. Согласитесь, в случае с советом директоров лучше быть серьезнее, а для молодежной аудитории можно и мемов добавить.

Не забывайте, что правила «один слайд – одна идея» никто не отменял. Если презентация – это коммерческое предложение, которое вы отправляете клиенту, то в ней должна быть вся нужная информация сразу, чтобы человеку не пришлось ее искать самому. Если вы готовите живое выступление, текста на слайде нужно гораздо меньше: здесь будут важнее иллюстрации и ваши слова.

Встречают по одежке

Цвета. Гуру презентаций сразу скажут вам, что пользоваться шаблонами категорически нельзя. И стоит привлечь к этой работе дизайнера. Но шаблоны – не такое уж и зло, если вы зададите в них свои корпоративные цвета либо хорошо подберете палитру. Можно один раз разработать шаблон для всех презентаций компании и облегчить жизнь коллегам раз и навсегда.

Идеально, если цветов в презентации будет не больше пяти (а лучше трех) – тут считается и цвет фона, и цвет шрифтов. Подобрать цветовое решение могут помочь специальные ресурсы. Например, сайт Color Pallette, где размещены палитры цветов, приятные для глаза. Сразу можно посмотреть номера оттенков и использовать их в своей презентации. На сайте Adobe Color можно задать цвет фона и текста, а система оценит, как этот микс будет восприниматься при разном размере шрифта.

И не забывайте, что черный текст на белом фоне (или белый на черном) – это классика, которая всегда в моде.

Шрифты. Так же, как и с цветами, – пусть их будет меньше. Оптимально – два вида на презентацию. Лучше, чтобы они были из одной группы (это легко определить по названию, например Arial, Arial Narrow, Arial Black) и хорошо читаемые (то есть без лишних засечек и изгибов). Если вы хотите чего-нибудь новенького, посмотрите сайт Google Fonts с множеством вариантов шрифтов.

Иллюстрации. Порой хорошие картинки в презентации важнее текста, а иногда совсем его заменяют. Идеально, если их подготовит профессиональный фотограф/дизайнер либо вы найдете подходящие в фотобанках. Не экономьте на разрешении: размытость мало кому нравится.

Правила хорошего тона: количество и форматы

Размер. Наверняка вы слышали про принцип 10/20/30, который сформулировал один из первых сотрудников Apple Гай Кавасаки. Его суть: 10 слайдов, 20 минут на выступление и 30-й кегль шрифта. Иными словами, презентация не должна быть очень длинной, а текст должен быть хорошо виден.

Если вы готовите презентацию для чтения, материалов в ней может быть больше, но постарайтесь не писать «Войну и мир». Если слайдов много, ставьте навигацию (например, гиперссылки), чтобы было легче ориентироваться.

А еще подумайте над ориентацией слайдов. Зависит это в первую очередь от того, на каком устройстве будут ее смотреть. Если на смартфоне, то 16:9 подойдет лучше, чем 4:3.

Оформление. Представьте, что каждый слайд – это объявление на стене среди множества других и нужно, чтобы человек прочел именно ваше. Стоит отталкиваться от того, что большинство привыкли читать слева направо, а глаз интуитивно цепляется за яркие крупные объекты. Этим можно пользоваться, чтобы, например, с помощью буквицы или яркого маркера указать на самую главную мысль.

Сплошной текст лучше не использовать. Делайте из контента списки, чек-листы, рисуйте графики и инфографику, выделяйте цитаты. Если вставили таблицу, оформите ее так, чтобы сразу было понятно, следует читать ее горизонтально или вертикально.

В чем делать?

Пробежимся кратко по сервисам, в которых можно сделать презентацию быстро и без специальной подготовки.

PowerPoint с большой долей вероятности и так есть на вашем компьютере. В нем присутствуют все основные функции, чтобы сделать презентацию, отправить по почте или показать на форуме. Хорошо совмещается с другими программами, можно встраивать медийные объекты. Есть шаблоны, которые можно редактировать, а также делать собственные.

Google Презентации – почти все то же самое, только онлайн. Удобно использовать для командной работы и делать презентацию сразу в 4–6–8 рук и более.

KeyNote – программа похожа на PowerPoint, но работает только на устройствах Apple.

Canva – хорошо зарекомендовавший себя онлайн-ресурс. В нем можно делать не только презентации, а любые визуальные продукты: вариантов шаблонов так много, что глаза разбегаются. Удобно работать совместно с другими людьми. Презентацию можно как показывать онлайн, так и экспортировать в PDF, JPG или даже видео.

Tilda больше зарекомендовала себя как конструктор сайтов, но страницы легко экспортируются в слайды. Содержит множество шаблонов и блоков, которые гармонично сочетаются друг с другом, помогая без особых усилий сделать красиво.

Это, конечно, далеко не полный список. Если вы разбираетесь в графических редакторах (например, Photoshop или InDesign), презентации можно делать и в них. Они, можно сказать, дают для этого безграничные возможности. Но если сами не умеете, лучше привлеките дизайнера. Или к нам обращайтесь: поможем, подскажем, научим.