Как написать идеальный заголовок

5 заповедей хорошего начала
Какая разница, насколько хорошо написан текст, если никто его не прочитал. Пока мы не вывели формулу универсального заголовка, который гарантирует 100%-ную вовлеченность, но придумали 5 заповедей, чтобы не навредить тексту с первых строк.
Не лги
Заголовок должен отвечать на вопрос, о чем эта статья (интервью, пост, книга и т.д.). Во-первых, если вы привлечете читателя «яркой упаковкой», а потом разочаруете содержанием, вы рискуете потерять его навсегда. Во-вторых, будьте гуманнее к своей целевой аудитории, экономьте ее время на отсеивание ненужного в бурном и нескончаемом информационном потоке.
Знай своего читателя
Если ваша целевая аудитория – серьезные, деловые люди, не надо с ними заигрывать и составлять заголовки по принципу «10 правил кликабельности». А для линейного персонала, наоборот, не стоит упражняться в умении сочетать все самые новомодные термины бизнес-среды. Мы готовили два спецвыпуска для Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы. Один был предназначен для инвесторов и топ-менеджеров промышленной отрасли, поэтому название было четким и лаконичным: «Инвестировать в Москву: как, зачем и почему это выгодно для вашего бизнеса». Второй спец был ориентирован на широкую целевую аудиторию, нам хотелось развеять миф о консервативности отрасли, соответственно, и названия мы выбрали более фривольные: «Московская промышленность для чайников» и «Московская промышленность из каждого утюга».
Будь предсказуемым
От общих заповедей мы перешли к частным. Как правило, люди чаще читают тексты, если понимают, какую пользу им причинят. «7 фактов о новой системе мотивации»; «как и когда общаться с отделом кадров, чтобы уйти в отпуск летом»; «готовимся к совещанию за 20 минут». Все элементарно. В таких заголовках подкупает выгода, ценность, актуальность контента для аудитории (и конкретного человека). Главное, не забывать о первой заповеди.
Будь неожиданным
Если не получается быть предсказуемым, удиви, заинтригуй, увлеки своего читателя. Эта заповедь о «вкусном» тексте, образности, яркости и метафоричности слова или выражения. В ход могут идти разные литературные приемы: метафоры, созвучия, ирония, отсылки к пословицами, поговоркам, устойчивым выражениям, художественным произведениям, общеизвестным названиям и т.д. Но тут важно помнить о второй заповеди. Например, студенты 4-го курса не считали игру слов в заголовке «Выпьем ртути, где же кружка». Можно сетовать на потерянное поколение, но лучше учитывать особенности своего читателя.
Будь гибким
Нас учили, что хороший заголовок должен укладываться максимум в четыре слова. В печатных изданиях лучше этого правила придерживаться. Огромный заголовок, занимающий треть полосы, действительно смотрится плохо, даже если он очень хорош сам по себе. Зато в электронке можно себя не ограничивать, здесь действуют другие правила: лучше написать больше, чем недосказать. Только если вы не пишете в стиле «генеральный директор пришел на совещание и сказал ТАКОЕ… ШОК! СРОЧНО ЧИТАТЬ!» (мы лично против).

Заповеди дополняются, будем держать вас в курсе.