Зачем регистрировать СМИ

Бонусы и обязательства: 10 важных пунктов
Сама регистрация СМИ, будь то газета, журнал, сайт, радио- или телепередача, – процесс понятный и регламентированный. Все актуальные материалы по теме есть на сайте Роскомнадзора. Пандемия сделала процедуру более цифровой и удобной: собираете документы, заполняете заявления, платите госпошлину, нажимаете кнопочки на «Госуслугах» и ждете месяц. Но главное, прежде чем начинать эту эпопею, хорошо бы разобраться, насколько это реально нужно, какие есть плюсы и минусы. Все СМИ подчиняются одному закону, и, даже если вы решите зарегистрировать корпоративное издание или сайт вашей организации, ответственность будет та же самая. Обо всех нюансах рассказывает директор по развитию ГК «ЛюдиPeople» Марс Насыров.

Бонусы

«Плюшки» регистрации СМИ определенно есть. И довольно весомые.

1. Больше тираж. Если у вас газета или журнал и вы хотите печатать больше 1 тыс. экземпляров, регистрация СМИ однозначно поможет. Мы проверяли.

2. Налоговые льготы. Данный пункт тоже касается печатных медиа. Официально зарегистрированное издание освобождается от уплаты таможенных пошлин. Если вам для работы нужно покупать бумагу, краску, формы или вообще печататься за рубежом, а потом ввозить тираж в Россию, – это ваш случай. Мы так много денег сэкономили :)

3. Доступ к информации.

  • Вы сможете обращаться в любые государственные и муниципальные органы с запросами, а они, в свою очередь, обязаны предоставить ответы в течение 7 дней (для всех остальных – 30 дней).
  • Больше шансов зарегистрироваться и попасть на мероприятия, которые проводят те же официальные структуры: форумы, заседания, совещания и прочее. Хотите в Госдуму или в правительство?
  • Можно подписаться на закрытую ленту информагентств (да-да, она существует) и получать больше новостей, чем другие.

4. Доверие и цитируемость. Если вы публикуете интересный эксклюзивный контент, на вас будут ссылаться другие СМИ. Они могут ссылаться и на блогеров, но к зарегистрированному медиа больше доверия. И это повышает индекс цитируемости. Хорошая штука, поверьте.

5. Гарантия безопасности. Можно освещать митинги, несанкционированные акции и другие подобные мероприятия. Если вы будете в специальном жилете и с бейджем, вас не имеют права забрать в автозак или еще куда-нибудь. Если, конечно, вы сами никого не провоцируете.

6. Интересные командировки. Сотруднику зарегистрированного СМИ легче получить визу в другую страну (по упрощенной процедуре и на большой срок) для освещения какого-то события, например, футбольного матча или кинофестиваля. Сочетать приятное с полезным – первая заповедь журналиста.

Обязательства

Оборотная сторона прав – ответственность. Для кого-то она может стать препятствием, а для кого-то ­– возможностями. Итак, вам необходимо:

1. Создать редакцию. Она должна иметь свой устав. Также нужно выбрать и утвердить редактора, а информацию о нем направить в Роскомнадзор. С одной стороны, это хлопоты, а с другой – почему бы и нет. Возможно, редакция у вас уже есть, нужно просто о ней рассказать.

2. Соблюдать график. Если вы на этапе регистрации заявили, что СМИ выходит раз в месяц, нужно этого графика придерживаться и отправлять обязательные экземпляры в Роскомнадзор. Это не отчетность, а уведомление регистрирующего органа о деятельности издания. Конечно, если вы пропустите пару месяцев, вам могут ничего и не сказать, но, если начнется проверка, а ваших газет или журналов в ведомстве не окажется, могут быть проблемы.

3. Нести ответственность за информацию. Все просто: если напишите, что депутат заснул в луже, а подтверждений никаких не будет, к вам будут вопросы. И если блогер за публикацию фейка просто получит штраф, то ваш сайт могут и заблокировать.

4. Раскрыть данные. А этот пункт напрямую относится к корпоративным и бренд-медиа. Чем крупнее организация, тем сложнее зарегистрировать ее СМИ, потому что нужно описывать всю структуру акционерного управления. Если, например, акциями владеют другие организации – юридические лица, придется предоставить информацию о собственниках: паспортные данные, адрес, электронную почту и т.д. На это по разным причинам пойдут далеко не все.

Что с этим делать, чтобы не нарушать закон? Мы с такими ситуациями сталкивались на практике, регистрируя СМИ для крупных корпораций. Уверены, что каждый раз можно найти индивидуальное решение. Один из вариантов – создать внутри компании профсоюз журналистов, у которого затем и появится официальное медиа. Еще проще: мы сами регистрируем издание, а потом передаем его профсоюзу. Как вам идея? Обращайтесь, мы и не такое можем придумать ;)