Мне только спросить

Составляем анкету для аудитории корпоративного медиа
Один из лучших способов узнать, что нравится вашей аудитории, – спросить у нее самой. Эта информация поможет сделать контент полезнее и повысить охваты. Рассказываем, о чем спрашивать ваших читателей.

Когда спрашивать

Если вы только собираетесь сделать внутреннее медиа для своей организации или хотите обновить корпоративные коммуникации, начать стоит с изучения аудитории. Примерный портрет вашего читателя/зрителя/слушателя можно составить самостоятельно. За подробностями лучше идти непосредственно к людям и узнавать, что им интересно. Даже если вы делаете еженедельную рассылку для коллектива из 50 человек, которых хорошо знаете, их реакция на тот или иной контент может быть совсем неочевидной.

Если вы делаете бренд-медиа для всех потенциальных клиентов, у вас наверняка есть статистические данные по охватам. Дополнительные опросы помогут понять интересы аудитории более глубоко.

О чем и как спрашивать

Проще всего проводить письменные опросы. Они могут быть анонимными, сэкономить время (по сравнению с интервьюированием) и дать большое количество информации для анализа. Можно сделать опрос в бумажном виде: например, вкладывать анкету в печатный номер журнала или газеты и попросить сотрудников опускать заполненные бланки в специальные ящики. Или в электронном виде: с помощью сервиса опросов на сайте, в корпоративном чате или рассылке (например, через Google Forms). Главное – объяснить, что мнение каждого респондента важно и поможет сделать медиа лучше, информацию – полезнее и перерыв на работе – веселее.

Чтобы результаты опроса были реально полезными, сформулируйте для себя цель. Например, узнать, о чем хотят читать ваши коллеги в корпоративной прессе. Или более глобально: как изменить коммуникации, чтобы повысить вовлеченность аудитории. Естественно, для одного опроса цель должна быть одна.

    Советы: как составить хорошие вопросы

    1. Формулируйте вопросы просто и очевидно, избегая многозначности.
    2. Вопросы должны быть логически выстроены и не повторяться.
    3. Указывайте разные варианты ответов (не только положительные и отрицательные, но и нейтральные) и давайте возможность респондентам написать свой вариант.
    4. Не делайте все вопросы обязательными.
    5. Длительность – не более 10 вопросов, на которые человек потратит в пределах 5–10 минут. Идеально, если время на прохождение будет указано в самом начале.
    6. Вопросы, касающиеся личности респондента, можно оставить на конец (если их нельзя получить иным способом): узнать пол, возраст, к какой категории относится должность, семейное положение и наличие детей. Такая информация поможет, если вы хотите размещать корпоративный контент в разных форматах для разных категорий работников: например, запустить регулярную рубрику для молодежи или сотрудников с детьми.

    Какие вопросы лучше не задавать:

    1. С отрицаниями, например: «Для вас не имеет значения, где читать новости компании?».
    2. С предвзятыми формулировками, например: «Что вам больше всего нравится в нашей газете?».
    3. Двойные вопросы: «Что вы думаете о корпоративном журнале и сайте?».

        Шаблон опроса

        И, наконец, реальные примеры вопросов, которые помогут узнать вовлеченность ЦА в корпоративные коммуникации, интересы и предпочтительные форматы. Можете использовать как шаблон для составления собственного опроса.

        1. Как вы обычно узнаете новости?
        • Смотрю телевизор
        • Читаю печатные издания (газеты, журналы и т.д.)
        • Слушаю радио/подкасты
        • Читаю ленту новостей в интернете
        • Листаю социальные сети/каналы/блоги
        • Узнаю от родных/друзей/коллег
        • Свой вариант (поле для своего варианта)

        2. Какие материалы вы чаще всего сохраняете для себя / пересылаете друзьям? (Можно выбрать несколько вариантов.)
        • Материалы из профессиональной сферы
        • Подборки бытовых лайфхаков
        • Рецепты новых блюд
        • Материалы для саморазвития
        • Психологические статьи
        • Статьи об интересных местах в городе/стране/мире
        • Рецензии на книги
        • Интервью с известными людьми
        • Развлекательные материалы (мемы, анекдоты, подборки фото, короткие ролики, викторины
        • Свой вариант (поле для своего варианта)

        3. Как вы узнаете о том, что происходит в вашей компании? (Можно выбрать несколько вариантов.)
        • От руководства на совещаниях
        • От коллег
        • Из корпоративных медиа (газеты/сайта/рассылки)
        • Никак
        • Свой вариант (поле для своего варианта)

        4. Знаете ли вы о корпоративном журнале/сайте/блоге «Название»?
        • Да, и читаю
        • Да, но никогда не читал(а)
        • Нет

        5. Какие материалы в корпоративных медиа могут вас заинтересовать?
        • Статьи о жизни компании
        • Отраслевые новости
        • Информация о конкурентах
        • Аналитические материалы о ситуации в отрасли
        • Кейсы сотрудников компании
        • Профессиональные советы
        • Видеоролики о работе коллег
        • Подкасты на профессиональные темы
        • Развлекательные материалы
        • Всего хватает
        • Свой вариант (поле для своего варианта)

            Как это работает

            В завершение – еще несколько советов и личный опыт.

            Узнавать мнение о контенте можно постоянно. Если вы ведете блог в электронном виде, включите комментарии, лайки и реакции. В печатных изданиях можно разместить QR-код на форму для обратной связи. У вашей аудитории могут быть идеи, которыми они хотят поделиться, – почему бы не дать такую возможность?

            Мы, команда «ЛюдиPeople», работая с корпоративными и бренд-медиа, стараемся всегда спрашивать мнение компаний о реализованных проектах. Завершая проект или выпуская очередной номер газеты или журнала, мы отправляем клиенту анкету – это помогает не просто получить отзыв, но и выстроить дальнейшее сотрудничество. Например, один из проектов, который мы выпускаем на протяжении нескольких лет, выбился из графика – затормозил на этапе согласования верстки. Анкета и последующая дружеская беседа с клиентом помогли понять, что проблема не в недоработке дизайнера или завышенных требованиях заказчика, а в устаревшем макете. Мы обновили макет – и продолжили работать. Так обратная связь позволила не только разрешить конфликт, но и качественно улучшить проект.

            Поэтому советуем не пренебрегать возможностью спросить – схема работающая, на себе проверили. ;)