Что делать с плохой фактурой

Почувствуйте себя контент-кондитером
Далеко не всегда реальность совпадает с нашими желаниями, а качество исходных материалов – с представлениями редактора о статье, которая должна была выйти еще вчера. Короче, имеем вводную: плохая фактура и сжатые сроки. Как сделать конфетку, которой можно зачитаться?

  1. Расскажите историю. Если исходной информации совсем мало или она очень сухая, поищите реальные примеры, которыми можно тему дополнить. Это может быть ваш личный опыт, истории друзей или просто рассказ очевидца в Интернете.
  2. Составьте список. Даже из самой мутной фактуры можно вычленить факты-тезисы и сделать маркированный или нумерованный список. Это обычно заходит на ура: наш мозг устроен так, что списки мы читаем особенно внимательно. Понимаете, почему мы оформили наш материал в виде списка? (Шутка.)
  3. Создайте структуру. Если вам прислали «кирпич» (см. наш словарь специальных терминов), иногда достаточно добавить в него подзаголовки, разбить текст на абзацы, выделить яркие цитаты, а часть информации оформить в отдельные блоки как справки – и вот уже глаз не дергается, а радуется. Этот прием помогает сделать текст более читаемым.
  4. Выделите цифры. Особенно если их много, а у вас не годовой отчет (но и из годового отчета можно сделать кое-что нетривиальное). Перепишите предложения так, чтобы они начинались с цифр, и расположите их в отдельном блоке – это поможет расставить акценты. Также не забудьте про то, что цифры можно сравнить с чем-нибудь понятным для читателя, привязать абстракцию к реальности. Согласитесь, фраза «Наша компания напечатала больше 7 тыс. журналов с 2011 года» звучит не так ярко, как «Страницами наших изданий за 10 лет можно выложить МКАД».
  5. Нарисуйте инфографику. Она помогает быстро и четко преподнести любую сложную информацию, привлекает взгляд и добавляет воздуха в верстку. Не переживайте, если от текста останется совсем мало: важно не количество, а качество – то есть будет ли информация полезна.
  6. Иллюстрируйте. Когда не хватает слов, в ход идет визуалка. Добавьте подходящих картинок и фотографий (как не надо брать фото из Интернета, мы, кстати, писали). Хорошие иллюстрации самодостаточны и могут заменить текст. Не бойтесь, после этого из текста на 10 тыс. знаков останется пара абзацев или вообще только подписи к фото. Может быть, так будет лучше? Особенно учитывая тренд на клиповое мышление, вероятность, что обратят внимание на фоторепортаж гораздо выше, чем, что кто-то осилит 100 500 слов о новых требованиях к системе безопасности в компании.
  7. Добавьте интерактивности. Если вы выжали из текста все, что могли, разбавили фотографиями, выносами и инфографикой, но все равно чего-то не хватает, попробуйте с читателем поиграть. Опросы, тесты, квесты и челленджи – хороший вариант как для бумажного издания, так и для электронного. Задайте пару вопросов, ответы на которые есть в тексте, – это мотивирует прочитать его внимательнее. Предложите прокомментировать материал/прислать свое мнение/придумать другой заголовок или рассказать свою историю в соцсетях со специальным хештегом.

Эти семь пунктов не универсальная схема редактуры текста, но сделать быстро и хорошо они помогут. Пользуйтесь на здоровье!