Shutterstock/FOTODOM

Топ-7 самых известных книг о компаниях

Всех времен и народов
Книг об успешных мировых компаниях очень много. Они переводятся на разные языки и оказываются на полках книжных магазинов с пометкой «бестселлер», а режиссеры снимают на их основе фильмы. Многих они вдохновляют на развитие собственного бизнеса или создание своего корпоративного издания. Сегодня расскажем о самых известных.
1
Две книги о фастфуде

В первом пункте нашего топа будут две книги об одном и том же бренде, но сделанные совсем в разном формате.
Издательство «Альпина Паблишер»
Первая – «McDonald's: Как создавалась империя», Рей Крок

Книга увидела свет в 1977 году и числится практически в каждом списке must-read для предпринимателей. Завоевала популярность благодаря известности самой сети фастфуда и вдохновляющему содержанию. Написал ее лично создатель бренда Рей Крок.

Первая, мемуарная часть издания – автобиография с большим количеством подробностей из личной жизни автора, в том числе его детства и юности. Вторая – полностью посвящена сети McDonald's: идея, миссия, ценности, принципы работы. Книга пестрит именами людей, которые оказали влияние на Крока и становление сети.

В чем фишка: история развития и бизнес-процессы компании описаны изнутри через призму взгляда ее основателя. Именно поэтому книга на протяжении многих лет становится источником вдохновения для тех, кто строит свой бизнес.

Издание на русском языке: Альпина Паблишер, 2015
Издательство «Эксмо»
Вторая – «McDonald's. О чем молчит БИГМАК?», Джон Лав

Вышла в 1995 году. Несмотря на то что название намекает на разоблачение секретов, в книге вы этого не найдете. Она также посвящена тому, как создавалась и развивалась сеть быстрого питания. В ней нет биографий, но много интересного «внутряка». «Университет гамбургеров», гениальные рекламные кампании и маркетинговые находки, конфликты между франчайзи и корпорацией, между корпорацией и общественными организациями, международная экспансия – все это вошло в издание, которое оценили поклонники бренда.

В чем фишка: книгу в течение четырех с половиной лет писал независимый журналист Джон Лав. Корпорация не контролировала и не редактировала его работу, однако поделилась информацией. Он взял интервью более чем у 300 человек, работавших в компании и за ее пределами.

Издание на русском языке: Эксмо, 2007
2
Книга-фотоальбом «Designed by Apple in California», Джонатан Айв, Эндрю Цуккерман
В 2016 году, несмотря на свою абсолютную принадлежность к цифровому миру, Apple выпустила бумажную книгу об истории дизайна в компании. Она выполнена в стиле изданий об искусстве, только вместо фотографий картин и скульптур – снимки самих гаджетов, рабочих процессов (например, теста на нагрузки) и инструментов, которыми пользуются сотрудники (вплоть до отверток). Целевую аудиторию издания, помимо фанатов «яблочных» гаджетов, обозначил сам Джонатан Айв, возглавляющий отдел дизайна Apple: «В книге мы попытались рассказать читателям, какой путь преодолевает сырье, прежде чем превратиться в тот продукт, которым они пользуются ежедневно. Это отличный экскурс в теорию для дизайнеров будущих поколений».
Apple.com
Создатели книги уделили большое внимание не только содержанию, но и внешнему виду. Книга отпечатана на специально обработанной бумаге с посеребренным матовым обрезом. Обложка абсолютно белая с тиснением. Твердый переплет прошит льняными нитями.

В чем фишка: тот случай, когда визуал говорит сам за себя. В издании нет текста, только фото: 450 кадров в жанре предметной съемки. Все сделал один фотограф – Эндрю Цуккерман. Комментарии к снимкам собраны в брошюре, которая идет в комплекте.

Издание на русском языке: нет
3
Книга-исследование «Alibaba и умный бизнес будущего. Как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию», Мин Цзэн
Издательство «Альпина Паблишер»
Alibaba – китайская компания, один из мировых лидеров электронной коммерции. Название книги отражает содержание. Она о том, как бизнес трансформируется в ответ на вызовы будущего, какие использует технологические решения и почему. Читатель узнает о внутренней кухне компании и рабочие приемы для развития бизнеса. Издание впервые попало на полки магазинов в 2018 году. Многие факты о главной электронной торговой площадке Alibaba – Taobao – ранее не публиковались нигде, кроме китайских источников.

«Книгу не следует воспринимать как набор рецептов для достижения успеха. Ее стоит читать, пробуя понять, как надо думать, чтобы стать первым и неповторимым», – высказался об издании Александр Иванов, президент ассоциации E-commerce Russia.

В чем фишка: книга написана по итогам более 10 лет исследований внутренних процессов компании. В стиле повествования есть что-то от китайской философии.

Издание на русском языке: Альпина Паблишер, 2019
4
Книга-расследование «Взлет Samsung. История самой выдающейся и скандальной технокомпании в мире», Джеффри Кейн
Издательство «Бомбора»
The Wall Street Journal назвал эту книгу американского журналиста Джеффри Кейна «династическим триллером, рассказывающим о трех поколениях семейных интриг, взяточничества, коррупции». Не самая лестная характеристика бизнеса, тем не менее эта откровенная книга об истории Samsung стала бестселлером. На полках магазинов издание впервые появилось в конце 2021 года.

В чем фишка: это в чистом виде журналистское расследование. Автор проводил интервью с членами семейства Ли (основателями Samsung), топ-менеджерами, инсайдерами, деловыми партнерами.

Издание на русском языке: Бомбора, 2022
5
Книга-откровение «Внутри Coca-Сola. История бренда №1 глазами легендарного CEO», Невил Исделл, Дэвид Бизли
Издательство «МИФ»
История компании действительно передана через призму взгляда автора – Невила Исделла, бывшего CEO и председателя совета директоров Coca-Cola. Он вспоминает свою карьеру и делится интересными фактами: например, почему газировка раньше считалась средством от похмелья, как строился завод компании под Москвой в 90-е и за счет чего удалось обойти вечного конкурента Pepsi. Книга вышла в 2011 году и ее сразу оценили управленцы: в тексте много полезных идей для тех, кто развивает свое дело и руководит коллективом.

В книге много мотивирующих цитат, например: «Вы можете быть лучшим в мире бухгалтером, инженером или стратегом, вы можете работать хоть сто часов в неделю, но если вы не способны мотивировать людей, стоящих на рыночной линии фронта, у вас вряд ли получится стать хорошим бизнес-лидером».

В чем фишка: книга содержит множество малоизвестных фактов о бренде, которые понравятся поклонникам продукта и маркетологам.

Издание на русском языке: Манн, Иванов и Фербер, 2012
6
Книга-учебник «Sony. Сделано в Японии», Акио Морита
Издательство «Альпина Паблишер»
«Мой отец следовал примеру своего отца. Он часто говорил, что никакие деньги в мире не смогут дать человеку образование, если только он сам не захочет сесть за книги и прилежно учиться», – одна из известных цитат из этого издания. Бизнес-мемуары основателя компании, переплетенные с описанием традиций и культуры Японии, были впервые опубликованы в 1989 году. Акио Морита, один из самых известных японских бизнесменов второй половины XX века, рассказывает о своем творческом подходе к работе и дает советы по управлению коллективом. Книга до сих пор остается актуальной и интересной для топ-менеджеров, маркетологов, специалистов по HR и преподавателей, которые работают со студентами.

В чем фишка: помимо истории компании Sony, из книги можно многое почерпнуть о Японии, причем от настоящего патриота своей страны.

Издание на русском языке: Альпина Паблишер, 2015
7
Книга-мотивация «Google. Прорыв в духе времени», Вайз А. Дэвид, Малсид Марк
Издательство «Эксмо»
Как организован рабочий процесс в компании, с какими проблемами столкнулись основатели, запуская новые сервисы, как стать сотрудником Google и какие бонусы можно получить после этого – книга примерно об этом. Читатели в отзывах отмечают, что сама историческая часть больше похожа на роман и «проглатывается» очень легко. Впервые книга вышла в 2005 году, затем переиздавалась с дополнениями, последний раз – в 2018 году.

А вот цитата, после которой многие по-другому посмотрят на свою работу: «Все сотрудники компании разделены на команды по три человека, причем каждый сотрудник 20% своего рабочего времени должен заниматься тем, что интересно лично ему. Принцип 20% позаимствован из университетской среды, где профессорам разрешается один день в неделю заниматься работой, представляющей интерес лично для них».

В чем фишка: в книге много практической пользы для читателя – например, здесь найдутся приемы, помогающие улучшить свой результат по поисковому запросу.

Издание на русском языке: Эксмо, 2007
P. S. К чему мы это? Книга о компании может быть написана в стиле мемуаров, или журналистского расследования, или вообще состоять только из фотографий. Команда «ЛюдиPeople» знает об этом не понаслышке и уже более 15 лет создает полноформатные корпоративные издания. Обращайтесь ;)

Читайте также