Anton Vierietin/Shutterstock/FOTODOM

Как сделать интересный корпоративный подкаст. Часть 1

Идея, форма, содержание
По подсчетам экспертов, к 2024 году каждый 16-й житель планеты будет слушать подкаст. Мы уже рассказывали, как аудиошоу захватывают мир. И они-таки его захватили.

Многие бренды сегодня предпочитают создавать собственную программу-подкаст с нуля. Более 30% российских компаний выбирают именно этот путь. Однако интеграции в существующие проекты также остаются популярны: представители организаций охотно становятся гостями уже раскрученных шоу. Показательный пример такой коллаборации – «Первый звуковой подкаст» от Русской медиагруппы. Там засветились «Вкусно – и точка», Hoff, «Эконика» и многие другие.

Но сегодня наш разговор об игре вдолгую, когда бренды решаются создать свое аудиошоу для клиентов, сотрудников или партнеров по бизнесу. Мы «выслушали» многие, отобрали самые интересные и делимся своими выводами.

Какие бывают подкасты

1
Развлекательные. Например, в стиле стендап-шоу или в познавательно-игровом формате.

Пример: игровой подкаст для детей «Попади в корзину» от «Утконоса». Герои каждого выпуска – продукты питания (картофель, брокколи, крыжовник), которые ведут себя как люди. Они общаются, поют песни, читают рэп, учат друг друга (а заодно и юных слушателей) раскрывать свои таланты и не бояться выступать на публике. Шоу преследует две цели: научить детей справляться с эмоциями и показать, что в магазин попадают только лучшие продукты.
2
Новостные. С ними все понятно: можно делиться новостями отрасли или отдельно взятой компании.

Пример: подкаст «Жадный инвестор» от «Тинькофф» представляет из себя еженедельное обсуждение главных новостей и трендов рынка инвестиций.
3
Нарративные. Это подкасты-истории, рассказанные по всем правилам сторителлинга. В каком-то смысле ближе к аудиокнигам.

Пример: подкаст «Перемотка» от проекта Arzamas. Это истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке.
4
Образовательные. Под эту категорию попадают познавательные и развивающие аудиошоу.

Пример: «И так было» от «Электронекрасовки» и Школы культурологии ВШЭ. Студенты читают старые газеты и обсуждают, как эти новости воспринимаются сейчас и на что повлияли эти события. Заодно на сайте библиотеки рекомендуют, что можно почитать по теме.
5
Подкасты-симуляторы. Это когда сложный саунд-дизайн проекта создает эффект присутствия в месте диалога. Например, под стук колес идущего поезда можно слушать рассуждения ведущего-«попутчика». Звуковым фоном для полезной информации может стать все, что угодно: шум моря, звуки улицы и даже промышленный грохот (тут главное не переусердствовать).

Пример: подкаст-симулятор такси «Тариф: поболтать», который выпускал «Ситимобил». В нем характерные звуки поездки стали фоном для диалога между водителем и «пассажирами» – приглашенными экспертами. Тематические аудиопутешествия, как и самые частые поездки в такси по городу, занимали по 10–20 минут. Периодичность: раз в неделю. Через житейские истории «Ситимобил» ненавязчиво прорекламировал свои сервисы. Отдельным эпизодом вышла поездка с исполнительным директором «Ситимобила» – получился душевный разговор о работе таксиста.

Спроси эксперта

Подкаст – это все-таки больше полезный, чем промопроект. Поэтому мнение экспертов у слушателей нарасхват, и бренды этим успешно пользуются. Особенно формат полюбился банкам, инвестиционным компаниям и всем, кто про деньги.
Arsenii Palivoda/Shutterstock/FOTODOM
«МТС Твой бизнес» для своего подкаста «Это не работает» выбрал самый популярный формат – интервью ­­– ­и цепляющее название. Ведь фраза «Это не работает» – одно из первых возражений клиентов, которым предлагают новые сервисы и форматы. Цель проекта – «убить» все боли и сомнения предпринимателей и сформировать доверие к продуктам компании. Двое ведущих и гость (он же эксперт) обсуждают малый бизнес и тестируют сервисы в режиме реального времени. Выпуски: 1 раз в 2 недели.

В «Схеме» от «Тинькофф» приглашенные гости – жертвы мошенников. На их примере каждые две недели обсуждают новые схемы обмана и рассказывают, как не попасть на уловки аферистов. Истории реальных людей, ценные советы, подсказки и предостережения – проявление заботы от банка. Первый сезон, состоящий из 14 интересных и полезных выпусков, собрал более 3000 подписчиков. В начале второго сезона создатели запустили специальный бот в своем Telegram-канале, который собирает аудиоистории пользователей. Так все желающие могут стать участниками подкаста, отправив голосовое сообщение.

Упомянутый ранее подкаст «Жадный инвестор» от «Тинькофф» тоже попадает в список программ с экспертами.

Еще пара ярких примеров подкастов-интервью в таблице.
Подкаст/Кто делает
О чем
Медиа Sports.ru и «МегаФон»
Про спортивный маркетинг. Как в спорте делаются деньги, как рекламируются спортивные мероприятия и какую работу проделывают спортивные клубы и команды.
«Сбер»
«Сбер» рассказывает о внутренней кухне, истории от сотрудников. Как в компании внедряют систему Agile, трансформируют продукты и т.д. Гости делятся кейсами, отвечают на вопросы новичков.

Тет-а-тет

Подслушивать нехорошо, но подкаст-диалог не тот случай, особенно если тема острая и любопытная. Живое обсуждение и непринужденный формат беседы всегда вызывают доверие.
LightField Studios/Shutterstock/FOTODOM
Так сервис доставки продуктов «Самокат» запустил диалоги о еде. В каждом эпизоде двое ведущих «с глазу на глаз» беседуют о новых или любимых с детства продуктах, успевая раздавать промокоды на скидки прямо в эфире. «История любимых продуктов» – это пример коллаборации сервиса доставки и производителей продуктов питания. В каждом выпуске есть информационная вставка от эксперта компании-производителя. Регулярность – 1 раз в неделю. Средняя длина эпизода – 30 минут. Аудиошоу вошло в топ-100 русскоязычных подкастов в приложении Apple Podcast.

«ВкусВилл» ведет разговоры о здоровом образе жизни и правильном питании каждые две недели в среднем по 30–40 минут. Харизматичные ведущие подкаста «Голодные люди» обсуждают актуальные темы уже 5-й сезон. В первом говорили о еде во время стресса и не только. Второй посвятили осознанному потреблению, а в третьем выясняли, кто на самом деле заправляет продуктами в магазинах. Четвертый сезон от корки до корки посвятили даче, а в пятом пустились во все зожные – разложили по полочкам научные факты и народные мифы про ЗОЖ.

Аудиошоу присутствует на всех возможных площадках. Учитывая то, что порой в беседу все-таки приглашают сторонних экспертов, можно сказать, что подкаст имеет гибридный формат (диалог + интервью).

Вот еще несколько примеров того, как бренды общаются со своей аудиторией с помощью этого инструмента.
Подкаст/Бренд
Тема
Альфа-Банк
Ток-шоу про то, куда уходит зарплата или сколько стоит жить: где зарабатывать, как тратить, почему растут цены, почем нынче праздники и можно ли жить вообще без денег. За три года – 102 выпуска и более 40 тыс. подписчиков.
«Билайн»
Откровенные разговоры о маркетинге и аналитике с представителями ведущих компаний России.
Avito + «Либо/либо»
Реалити-шоу о сделках на «Авито». Каждый эпизод учит покупать и продавать на примере конкретной истории. Детально о том, как написать объявление, не нарваться на мошенников, торговаться и совершить удачную сделку.
«Париматч»
Еженедельные выпуски про ставки, спорт и многое другое.

Где искать свободные уши

Для того что подкаст слушали, создатели отправляют его в Сеть. Существующие площадки условно можно поделить на 2 типа:
  • аудиохостинги подкастов (Castbox, Podster.fm, MAVE.DIGITAL). Здесь можно сгенерировать специальную RSS-ссылку, которая нужна для размещения на других ресурсах;
  • площадки-трансляторы («Яндекс.Музыка», «ВКонтакте», «Саундстрим») – самые многочисленные. Для размещения нужно предоставить RSS-ссылку на подкаст.
Сервис Podcast.ru создает красивую страницу для подкаста со ссылками на многие популярные сервисы.

По сравнению с традиционными корпоративными СМИ подкаст проще сделать и продвинуть, даже если проект сложный. Мы точно знаем, как сделать правильный подкаст, где лучше разместить и чем измерить его успех. Если вы уже загорелись сделать собственный подкаст, обращайтесь к нам – поможем. А в следующей части расскажем о том, сколько это стоит, какие шаги нужно предпринять, чтобы запустить подкаст, и как его продвигать.

Читайте также